Семейные традиции: как у детей формируется отношение к алкоголю?
Дети привыкают к употреблению алкоголя в собственной семье. Как отмечают исследователи, в России выделяется два вида отношения к алкоголю — амбивалентная и либеральная субкультуры.
Амбивалентная субкультура — это система двойных стандартов, где одним употреблять алкоголь можно, а другим нет. Родители могут запрещать употребления алкоголя, применять наказание или запугивание, умалчивать о том, что сами выпивают, лгать или искажать информацию.
Либеральная субкультура получила в социальных сетях название «компромиссное отношение к алкоголю» и отличается тем, что её сторонники убеждены — «всё хорошо в меру». Этот подход изобилен примерами родительской инициативы «первой рюмки», а также воспитанием в духе «лучше дома, чем на улице».
Однако статистика употребления алкоголя в нашей стране (количество случаев летального исхода от отравлений, динамика больных алкогольным психозом) не свидетельствуют в пользу данных подходов воспитания детей.
Проблема родительского примера в употреблении алкоголя заключается в том, что родители влияют на выработку огромного количество привычек, норм социального поведения и культурных традиций. И к большинству подобных обусловленностей дети относятся как к чему-то естественному, нормальному; без скептицизма и критики.
Психологами выделяется символическая составляющая семейных алкогольных традиций, таких как релаксация, отрешённость или эйфория во время приёма алкоголя и т. п. Именно эти составляющие в дальнейшем будут «держать на крючке» употребляющих алкоголь людей. Более подробно символичные составляющие алкогольных традиций можем видеть в работах Алана Кара («Лёгкий способ бросить пить»), где они приобретают репутацию алкогольных мифов: «Алкоголь придаёт смелость», «Успокаивает нервы», «Сближает людей», «Делает человека более счастливым. Взаимосвязь пищевых привычек детей и употребления алкоголя
Нарколог Яков Маршак связывает рост проблем с алкоголем (а также наркотиками) с изменением пищевых привычек у детей в начале 90-х, когда рынок современной России наводнили продукты с высоким гликемическим индексом.
С точки зрения биохимии, употребление сладкой газировки, шоколадных батончиков и подобных продуктов действует как опиат — даёт быстрый скачок энергии, приподнятое настроение, которое имеет тенденцию резко обрушиваться. Дети с самого раннего возраста привыкают к перепадам настроения, вызванным употреблением продуктов и напитков с высоким гликемическим индексом.
На этом фоне можно отметить рост альтернативных пищевых традиций в современной России. Сыроеды, фруктоеды, вегетарианцы, сторонники натурального питания, все они, не употребляющие сладких промышленных продуктов и газированных напитков, являются также не употребляющими алкоголь людьми. Отношение к подобным пищевым традициям может быть различно в обществе, но игнорировать факт, что эти люди формируют у себя и своих детей безалкогольный стиль жизни, было бы несправедливо. Влияние активных форм досуга на употребление алкоголя
Психологическими и социологическими исследованиями подтверждается, что характер проведения досуга, в котором воспитываться дети, оказывает огромное влияние на формирование у детей здорового отношения к алкоголю. То, как родители получают удовольствие в свободное время, как справляются со стрессом и трудными жизненными ситуациями, становится паттерном поведения для детей.
Популярный инструктор йоги Алексей Меркулов, в прошлом имеющий опыт употребления наркотиков и алкоголя, предлагает занятия йогой как способ расслабления после рабочего дня и снятия стресса. Алексей рекомендует заниматься йогой с детьми и обращает внимание на то, что вся двигательная активность маленьких детей содержит в себе элементы йоги (прыжки, кувырки, игра в ладошки, присядка и пр.).
Инструктор цигун Анна Владимирова утверждает, что «расслабление — это навык, которому стоит научиться», и добавляет: «Когда ты детально чувствуешь своё тело, в нём становится интересно жить». Провокация СМИ
Запрету на рекламу алкогольной продукции на телевидении, радио, в Интернете, на транспорте и уличных рекламных щитах, вступившему в России в 2012 году, предшествовало долгих 20 лет алкогольной рекламной вседозволенности. За этот период сформировалось несколько поколений молодых людей, глубоко усвоивших рекламные лозунги, гласящие, что употреблять алкоголь — это интересно, модно, престижно, в духе времени. Развенчиванием данных мифов ещё предстоит заниматься психологам и другим специалистам. Подростковые субкультуры
Всегда ли подросток имеет возможность выбирать себе среду общения? Формально — да. Многие психологи выделяют подростковый возраст как возможный фактор риска ранней алкоголизации, как возраст, когда влияние сверстников на подростка так сильно, что употребление алкоголя может происходить «за компанию».
Но всегда ли подросток свободен в своём выборе? Его алкогольные традиции, в большинстве случаев, уже сформировались в семье, и он выбирает компанию, соответствующую его представлениям о мире. И воспроизводит то, что мог видеть в семье и ближайшем окружении. В результате в одних случаях это будет компания друзей, проводящая время с баскетбольным мячом, а в других всё общение сведётся к распитию спиртного.
Заключение. Просветительские программы о проблемах детского и взрослого алкоголизма должны быть направлены на родителей.
Решить проблему употребления детьми алкоголя без активной просветительской работы с взрослым населением не представляется возможным. Редкий ребёнок может противостоять авторитету родителя, влиять на алкогольные традиции в семье. Например, как Тревор Маккинни из американского фильма «Заплати вперёд».
Дети не рождаются с алкогольной зависимостью, первая алкогольная проба всегда вызывает неудовольствие. Многие из них совершают следующие попытки из интереса, подражая взрослым.
Именно взрослому населению нужна просветительская информация и психологическая помощь. Помощь в определении видов активности, которыми можно заниматься взамен проведения застолий. Поддержка в формировании круга единомышленников, ведущих трезвый образ жизни. Подбор альтернатив получения удовольствия от жизни без алкоголя.