Нормативное обеспечение финансового анализа

При проведении финансового анализа большое значение имеет выбранная система показателей и методика их расчета. При этом аудиторская фирма, прежде всего, должна определить цель проведения анализа, и уже, исходя из поставленной цели, выбрать ту или иную систему и соответствующую ей методику.

В практике российского законодательства различные нормативные акты, носящие как рекомендательный, так и нормативный характер, издают следующие структуры исполнительной власти:

Министерство государственного имущества РФ

Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве)

Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству

Министерство имущественных отношений РФ регулирует деятельность федеральных государственных унитарных предприятий, которые распоряжаются федеральным имуществом на праве хозяйственного ведения. При соблюдении условий пп. 4 п. 1 ст. 7 Закона об аудиторской деятельности федеральные государственные унитарные предприятия подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке. Министерство государственного имущества как собственник имущества аудируемых предприятий является одним из пользователей аудиторского заключения и письменной информации по результатам проведения аудиторской проверки. Вследствие этого, Мингосимущество РФ разработало примерное техническое задание на проведение аудиторской проверки федерального государственного унитарного предприятия. Техническое задание устанавливает необходимость расчета в ходе проведения аудита следующих наиболее важных экономических показателей:

– Общей рентабельности, рентабельности активов и собственного капитала

– Рентабельности инвестиций

– Коэффициентов текущей и абсолютной ликвидности

– Коэффициента обеспеченности собственными средствами

– Коэффициента соотношения собственных и заемных средств и т.д.

Методика расчета всех этих показателей утверждена Распоряжением Мингосимущества РФ № 1506-р. Таким образом, аудиторские фирмы, проводящие аудит федеральных предприятий, должны производить расчет именно этих показателей, исходя из утвержденной методики.

Деятельность Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) и Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству прежде всего связана с исполнением законодательства Российской Федерации в области несостоятельности (банкротстве).

Федеральное управление по делам несостоятельности (банкротстве) (ФУДН) издает в рамках своей компетенции распоряжения и инструкции, которые обеспечивают единый методический подход при проведении анализа финансового состояния предприятий и оценки структуры их балансов. Целью проведения анализа финансового состояния предприятия в этом случае является обоснование решения о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным. Критерии, по которым предприятие может быть отнесено к неплатежеспособным, указаны в Методических положениях по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса. В соответствии с этим методическим положением определение неудовлетворительной структуры баланса производится исходя из оценки коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными средствами. Критерии отнесения предприятий к платежеспособным определяются при анализе показателей восстановления (утраты) платежеспособности.

Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству при мониторинге финансового состояния (ФСФО) предприятий устанавливает особый порядок проведения финансового анализа, определенный в Методических указаниях по проведению анализа финансового состояния организаций. Основной задачей проведения анализа финансового состояния организаций является получение объективной оценки их платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, эффективности деятельности. Оценка этих параметров организации производится на основе базового показателя среднемесячной выручки предприятия от реализации продукции (работ, слуг). В ходе проведения анализа по методике ФСФО рассчитываются такие показатели, как показатели платежеспособности и финансовой устойчивости (коэффициент задолженности фискальной системе, степень платежеспособности по текущим обязательствам и т.д.), показатели эффективности использования оборотного капитала (коэффициент обеспеченности оборотными средствами, рентабельность продаж и т.д.) и т.д.

На практике рассмотренные методические указания и рекомендации ФСФО РФ и ФУДН РФ широко используются аудиторскими фирмами при проведении финансового анализа предприятий, в том числе находящихся в предбанкротном состоянии.

Необходимо отметить, что система показателей и методика их расчета, рассмотренная в данном параграфе, имеет непосредственное законодательное подтверждение и широкое практическое применение в области аудиторской деятельности. Поэтому создание системы компьютеризации финансового анализа было бы важным этапом в создание комплексной системы компьютеризации аудиторской деятельности.

Статья взята с сайта http://www.vcaudit.ru/



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: