Виды и модели конкуренции.

Конкуренция бывает совершенной и несовершенной; добросовестной и недобросовестной; внутриотраслевой и межотраслевой; функциональной, видовой, предметной.

Совершенная конкуренция — это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

- наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара (фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен);- возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секретам;

- однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;

- хорошее знание рынка покупателями и продавцами.

Совершенная или свободная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Наивысший уровень конкурентоспособности достигается в том случае, если отдельная фирма при реализации своей продукции практически не оказывает никакого влияния на условия реализации на рынке. Объективности ради надо отметить, что такой рыночной структуры в чистом виде на практике не встречается. А поэтому все

существующие рынки представляют собой рынки несовершенной конкуренции.

Рассмотренная ранее модель рынка совершенной конкуренции исходит из многочисленных предпосылок, которые далеко не всегда реализуются на практике. Более адекватной реальности является модель рынка несовершенной конкуренции, выдающийся вклад в анализ которой внесли такие экономисты как Эдвард Чемберлин, Джоан Робинсон, Джон Хикс и другие ученые.

Несовершенная конкуренция — это конкуренция, которая ограничена экономической властью немногих производителей или покупателей на рынке, диктующих его основные параметры: объем продаж, качество товаров и услуг, цены и т.д.

Для лучшего понимания сущности несовершенной конкуренции необходимо рассмотреть классификацию рыночных структур. В качестве признаков, определяющих форму рыночной структуры, рассмотрим следующие: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции; входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля над ценой.

Следует заметить, что в реальной действительности не существует только совершенной конкуренции или только чистой монополии. На практике можно наблюдать большое разнообразие различных элементов рыночных структур, представленных в таблице 2.

Монополия — крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому определенного (монопольного) положения на рынке от­дельного товара или группы товаров. В действительности практически невозможно найти ситуацию, когда бы действовал один-единственный производитель товаров, не имеющих субститутов. А поэтому в использовании данного термина всегда присутствует некоторая доля условности.

В нашей стране, согласно закону, фирма может быть признана доминирующей на рынке данного товара, если ее доля превышает 50%-ную величину, установленную антимонопольным органом.

Цель создания монополии — получение максимально возможного дохода посредством контроля над объемами производства и реализацией товаров. Одним из методов достижения этой цели является установление монопольных цен. Такие цены являются следствием соглашения между монополистами, господствующими на рынке данного товара, и устанавливаются исходя из расчета получения возможно большей прибыли от продажи товаров.

Следует различать два вида монопольных цен:

1) монопольно высокие цены (цены, устанавливаемые на продаваемые ими товары);

2) монопольно низкие цены (цены, установленные монополистами на покупаемые ими товары).

Монополия приводит к концентрации производства, выделению немногих крупных производителей, которые договариваются между собой, образуя на определенный период времени альянс — союз. На кратковременные колебания спроса монополии предпочитают отвечать не изменением цен, а маневрированием загрузки производственных мощностей.

Для достижения своих целей монополии широко используют следующие способы борьбы:

1. Хозяйственный бойкот — частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистическое объединение). Монополии предлагают зависимым от них покупателям не приобретать товары других фирм, так как они якобы худшего качества.

2. Демпинг — преднамеренная продажа товаров по «бросовым» ценам с целью разорения конкурента.

3. Ограничение продажи товаров самостоятельным фирмам.

4. Маневрирование ценами — монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей.

5. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами.

Выделяют различные виды монополий, применяя для этого следующие критерии:

1. Исходя из степени охвата экономики:

- чистая монополия (продавец имеет полный контроль над рынком);

- ограниченная монополия (продавец имеет частичный контроль над рынком);

- абсолютная монополия (производство и реализация товара сосредоточены в руках государства).

2. В зависимости от характера и причин возникновения:

- естественные (предприятия и организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства: редкие металлы, плодородные земли, газ, нефть и т.д.);

- монополии, возникающие в ходе определенной договоренности ражее соперничавших производителей (картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломе­раты).

В нашей стране до начала реструктуризации МПС РФ крупными монополиями являлись:

РАО «Газпром».

РАО «ЕЭС России».

МПС РФ.
Продолжение стати о видах и моделях конкуренции читатйте на сайте Экономика-блог



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: