Почему поэтессу Татьяну Данильянц называют венецианоманкой?
Татьяна Данильянц — кинорежиссер, фотограф, поэт, куратор программы «Арт-хаус в коротком метре». Сейчас Татьяна — автор нескольких короткометражных и документальных фильмов, среди которых такие известные, как «U» (2001), «Фрески снов» (2006), «Сад, который скрыт» (2007), и нескольких персональных мультимедиальных проектов, включающих фотографию, аудио- и видеоинсталляцию — «Венеция» (2006), «Венеция. На плаву» (2007) и др.
Но на этом послужной список не заканчивается: Татьяна — автор трех поэтических книг стихов: «Венецианское», «Белое», «Venezianita». Конечно, можно удивиться названиям, но поэтесса свое творческое кредо определяет как «венецианоманка» — считает Венецию одним из самых питательных мест на земле.
Там она побывала уже более 15 раз. Ее фильм «Сад, который скрыт» о коренных венецианцах, до сих пор живущих в городе. Свою двуязычную поэтическую книгу «Venezianita /Венецианское» Татьяна презентовала на площади Святого Марка в дни открытия биеннале Современного искусства в 2007 году, ее «Венецианское» звучало в книжном магазине «Acqua Alta» (что означает «высокая вода»), рядом с пьяццей Сан-Марко, в экзотической гондоле… Этим она очень гордится!
Татьяна Данильянц — дважды лауреат Международного фестиваля свободного стиха. Ее стихи переведены на английский, польский, французский, итальянский и японский языки. В 1994 году закончила МГХИ им. Сурикова (факультет искусствоведения), затем два года училась на Высших режиссерских курсах при Госкино (ф-т режиссуры), потом закончила мастер-класс польского киноклассика Анджея Вайды. Работала редактором и журналистом на телевидении, копирайтером в сетевых РА, редактором на интернет-ресурсах.
Член Союза литераторов РФ и Международной ассоциации искусствоведов. Участник многочисленных поэтических выступлений в России и Европе. Помимо всего перечисленного, она — член Союза фотохудожников. Постоянный участник выставок в Москве и Венеции. Работы Татьяны Данильянц хранятся в частных коллекциях России, Западной Европы и Канады.
Так много талантов сплелось в одном человеке, но Татьяна их не разделяет, они едины для нее. «Для меня фильмическое и поэтическое существуют, в сущности, в каком-то едином пространстве… Арт-хаусное кино — «товар» такой же штучный, как и поэзия. И то, и другое требует невероятной обостренности всех органов восприятия как у создателя, так и у публики. И еще… «шестого чувства», — говорит Татьяна Данильянц.
А родилась Татьяна в одну из жарких августовских африканских ночей в алжирском городе Батна. В возрасте шести лет вместе с родителями переехала в Москву. Поступила в школу с углубленным изучением математики, а также в музыкальную школу на специальность фортепиано. Родители и бабушка видели в ней будущую пианистку, но увы… Хотя достижения дочери радуют родителей, и они нисколько не жалеют, что их мечты потерпели крах.
«Создавая новый визуально-информационный имидж, фотографии Татьяны Данильянц актуализируют традицию «русской беспредметности», но уже в другом, не в традиционно живописном измерении — в поэтических пространствах художницы она окрашивается рефлексией и восстанавливает «утраченное время».
Ее образ интеллектуализируется и порой лишается своей чувственной телесности, обреченной на мутацию и полное преображение.
Ее формы наглядно подчеркивают качественно новые связи искусства с философией языка, где зрение встречается с чистым сознанием, не обязательно требующим достоверности тактильного жеста.
Абстрактность здесь отождествляется не только с безграничностью материи, но и с безграничностью и вариативностью концептуальных визуальных размышлений о качестве окружающей нас жизни, о ее расслоенной барочности, нуждающейся в особом диалоге, на который оказался неспособным монологичный авангард", — пишет о ней критик Виталий Пацюков.
Сама же Татьяна говорит: «Моя позиция в искусстве — это, я думаю, позиция миротворческая. Это преодоление конфликта не через конфликт же, а через его растворение в свете.
Для этого, конечно, надо все время этот свет излучать, источать и быть способным его аккумулировать, что непросто… Впрочем, любая из жизнестроительных, созидательных стратегий непроста и внутренне затратна, как ходьба в горку, наверх. Но и результат зато — чуден…»