Пушкин - наше всё?

Английский писатель Г. Честертон остроумно заметил: «Классик — тот, кого хвалят, не читая». Александр Сергеевич Пушкин — один из немногих, кого эти слова не касаются. Вряд ли найдётся человек, не читавший хоть какое-нибудь произведение поэта.

Хвалебных слов и дифирамбов в адрес великого поэта всегда хватало. Но были и «плевки» в его адрес.

На Пушкина «наезжали» во все времена. Ощутимый «тычок» нанёс император Николай I, присвоив поэту звание камер-юнкера. Дело не в звании, а в том, что Наталью Гончарову надо было «выгуливать» на балы. Чтобы на них попасть, нужно было иметь придворное звание. То есть Пушкину присвоили это звание не за какие-то заслуги, а лишь за то, что он был мужем петербургской красавицы. Этакий никудышный простаковский «женин муж».

Как горделиво, но ловко и точно подметил немецкий поэт Генрих Гейне своему богатому дяде: «Знаешь, дядя, лучшее в тебе то, что ты носишь мою фамилию». О многих, кто окружал Пушкина, мы сейчас и понятия не имели бы, если бы с ними в эту эпоху рядом не находился великий поэт. Это касается и многих других знаменитых людей, вблизи которых некоторые никому не известные люди обрели определённую популярность.

После гибели Пушкина практически ни одна газета не осмелилась сообщить о его смерти. И только в газете «Литературные прибавления к Русскому инвалиду» поэт В. Ф. Одоевский красноречиво и ёмко выразился так: «Солнце нашей поэзии закатилось». Государственная машина в лице царского цензора не замедлила ответить.

Чиновник гневно вопрошал: «…Что за солнце, что за великое поприще? Писать стишки — какое это поприще?» И действительно, указывать поэту, что писать, как писать, — вот это занятие поглавнее будет. Мы об этих чиновниках и знаем-то только потому, что они соприкасались с великим поэтом.

Любопытно, что о Лермонтове его полковой командир отзывался почти так же, как цензор о Пушкине. Он говорил, что в его полку все пишут стишки, и непонятно, почему стихам его подчинённого Лермонтова уделяется такое повышенное внимание. И правда, почему? Кто-нибудь слышал о тех полковых «поэтах»? Разве только о Мартынове, да и то совсем по другой причине.

Из современных писателей: Эдуард Лимонов отвесил Пушкину беспощадную оплеуху. Он разнёс в пух и прах творения поэта, да и как личности Пушкину тоже досталось. Лимонов в своей книге «Священные монстры» прошёлся тяжёлым словесным катком по «нашему всё», обозвав его «календарным» поэтом. Конечно, Лимонов незаурядный писатель, и он может со своей «колокольни» критиковать других. И всё-таки стоит соблюдать литературную благопристойность. Тем более что поэт уже не может вызвать на дуэль.

Интересно отреагировал египетский царь Птолемей на злобные слова древнегреческого ритора Зоила (чьё имя стало нарицательным), который критиковал произведения Гомера. Птолемей парировал эти нападки, сказав Зоилу, что Гомер, умерший давно, веками кормит много тысяч человек. А скольких «финансирует» великий Александр Сергеевич Пушкин? Очень многие должны быть благодарны такой «спонсорской» помощи, которую дарует уже на протяжении двух веков великий поэт.

Как сказал Гёте, «гений — это человек, узнавший своё предназначение». Это великолепное высказывание можно дополнить — «…и умело воспользовавшийся этим предназначением». Ведь даже великий Пушкин реализовал свои способности лишь частично. А многое расплескал и растранжирил на всякие дрязги и склоки. Только в знаменитую Болдинскую осень поэт выложился на все 100%, потому что хоть на время отгородился от всяческих «плевков». Поэт умело сублимировал своё либидо, поневоле оказавшись взаперти и вдали от женского общества. Всю свою бушевавшую гормональную страсть он направил на поэтическое творчество, создав множество шедевров.

Через 22 года после смерти Пушкина литературный критик Аполлон Григорьев в своей объёмной статье о русской литературе пафосно отозвался о поэте: «Пушкин — наше всё». Потребовался ещё 21 год, чтобы Пушкина признали гением. Это произошло после выступления Достоевского в июне 1880 года на заседании «Общества любителей российской словесности». Только после этой пламенной речи многие русские писатели и поэты перестали спорить о поэтическом величии Пушкина. Как долог и тернист путь поэта к признанию!

ООН в честь заслуг русского поэта учредила День русского языка 6 июня. Римский поэт Овидий в сочинении «Искусство любви» заметил: «Поздравляю себя, что я родился теперь». В унисон добавим: «Поздравим себя, что великий Пушкин родился у нас». И неважно, в какое время. Пушкин — это навсегда!

Поздравляем всех любителей русской поэзии с Пушкинским днём!




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: