Донская икона Божией Матери: могли ли донские казаки преподнести ее князю Дмитрию Ивановичу?

В первый день осени в московском Донском монастыре празднуют день Донской иконы Божией Матери. По преданию икона была поднесена донскими казаками московскому князю Дмитрию Ивановичу, по одной версии, в канун Куликовской битвы, по другой — после Куликовской битвы.

Позволительно задать вопрос: соответствует ли это предание исторической правде, и могли ли донские казаки преподнести эту икону московскому князю Дмитрию Ивановичу?

Прежде всего, следует отметить, что история XIV века ничего не знает о русских казаках, но знает о новгородских ушкуйниках, которые по своему положению мало чем отличались от казаков. Так что в русской истории первыми землепроходцами и флибустьерами были новгородские ушкуйники.

Учитывая сложные отношения Новгорода с Москвой, новгородские ушкуйники не могли преподнести московскому князю икону. Что же касается казаков, то они в это время еще не представляли самостоятельной общины и служили татарским ханам.

При формировании этноса «золотоордынские татары» возник институт казачества, низший ратный слой золотоордынского общества. Этот слой состоял из представителей покоренных татарами народов, которые уже оторвались от своего рода-племени, но еще не получили статус, который имели «коренные» татары. Только после распада Золотой Орды многочисленные отряды казаков оказались предоставленные сами себе. Они начинают свою самостоятельную деятельность в обширных пространствах Дикого Поля, оказавшегося ничейной землей.

Рязанское княжество впервые подверглось нападению татар в 1237 году. С тех пор летописи неоднократно повествуют про опустошительные нападения татар на Рязанское княжество. Только история конца XV века упоминает о том, что Рязанские украины подверглась нападению ордынских казаков.

Но ведь конец XV века — это время окончательного распада Золотой Орды: с ослаблением центральной власти в Орде шла тенденция усиления самостоятельности казаков. Следует отметить, что летописец не случайно подчеркивает, что напавшие на Рязань казаки были ордынскими казаками.

Проблема заключается в том, что во второй четверти XV века на Рязани возник легковооруженный вид войска, ратники которого назывались рязанскими казаками. Впервые рязанские казаки упомянуты в летописи 1444 года, когда они вместе с войсками московского князя Василия Темного громили пришедшее на Рязанскую землю войско татарского царевича Мустафы.

В это же время на Дону формируются вольные отряды русских казаков. Формирование вольного казачества беспокоит московского князя Василия III. В своем наказе Рязанской княгине Агриппине, которая правила княжеством ввиду малолетства своего сына, Василий III требует, чтобы княгиня выделила для охраны татарского посольства сотню ратников и дала бы им в помощь тридцать своих, т. е. рязанских казаков. В этом же наказе Иван III требует подчинения себе рязанцев и пишет княгине: «А ослушается кто и пойдет на Дон в молодечество, их бы ты, Аграфена, вели казнить…»

Со временем русский элемент среди селившихся на Днепре и Дону казаков стал преобладающим: русский язык и православная вера стали основой казачества.

Вспомним, что пишет в «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева» худый смиренный инок Раб Божий Алексей:

Вернулися поляки, Казаков привели; Пошел сумбур и драки: Поляки и казаки, Казаки и поляки Нас паки бьют и паки; Мы ж без царя, как раки, Горюем на мели.

Несмотря на шутливый тон поэмы, А. К. Толстой не отходит от исторической правды — в годы Смуты самозванщины поляки действительно привели казаков…

Около 200 лет отделяет смуту Самозванщины от Шемякинской смуты, которая произошла в первой половине XV века. Причины обеих смут одинаковы: борьба за московское наследство. А вот состав участников смут существенно отличается.

Если в ходе смуты Самозванщины поляки «казаков привели», то об участии казаков в ходе Шемякинской смуты история умалчивает. Правда, тогда не было поляков, но была Литва — накануне смуты литовский князь Витовт по просьбе своей дочери взял на себя роль покровителя малолетнего московского князя Василия II. Однако казаков он не приводил.

О казаках пишут часто и много. Позвольте спросить, где же были казаки в годы Шемякинской смуты? Возьмем, например, год 1380. Мамай готовится к походу на Москву. Как сообщают исторические документы, Мамай собирает татарские и половецкие орды Дона и нижнего Поволжья, нанимает дружины Фрязей, Бессермен, Армен, Ясов и Буртасов. Донские казаки в списке отсутствуют. Если они и были, то они только могли быть в татарских и половецких ордах Дона. Как же они могли тогда преподнести икону?

Молчат о присутствии казаков в войсках московского князя и русские летописи. Только казачья фольклорная история рассказывает о том, как казаки Тихого Дона преподнесли князю Дмитрию икону…




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: