Шопоголизм: страсть к покупкам - это диагноз?

Не секрет, что с жизнь современного человека полна стрессов, но борются с ними все по-разному: одни дают выход негативу, погружаясь в мир азартных игр, другие «заливают» напряжение алкоголем, третьи и вовсе абстрагируются от мирской суеты, отправляясь на поиски тайных смыслов бытия…

Среди разнообразия путей снятия напряжения есть один с виду безобидный — шопоголизм, или шопингомания — непреодолимое и неконтролируемое желание делать покупки, приобретая без разбора все подряд в больших количествах.

Психологи считают шопоголизм болезнью, которая поразила мир в конце прошлого века: именно тогда для этого сложились благоприятные условия — стали открываться крупные магазины, проводиться акции и распродажи. Первой женщиной-шопоголиком считается Барбара Зелински, американка, обладавшая талантом за две с половиной минуты тратить весь ежемесячный заработок своего супруга. Как вы, наверное, догадываетесь, этот брак не был долгим…

Разновидностей шопоголизма много, однако одним из самых ярких его проявлений является сейломания, признаки которой время от времени может обнаружить у себя каждый: к их числу относится магическое воздействие на человека слова «скидка», провоцирующее совершать импульсные, бесполезные или вовсе ненужные покупки. Именно поэтому сейломанию называют еще и манией распродаж и скидок. Недалеко от нее ушли брендомания — навязчивое желание приобретать изделия или услуги конкретных брендов, и гаджет-аддикция — сравнительно новое расстройство, связанное с навязчивым желанием обладать новейшими электронными гаджетами как показателями «статуса», даже при отсутствии в них необходимости. Что же лежит в основе шопомании?

Как ни странно, это стремление к счастью. Поход по магазинам — прекрасный способ снять напряжение, к тому же более безопасный чем, к примеру, употребление алкоголя: ходишь себе, не спеша, меж витрин, любуешься ассортиментом и приобретаешь что-нибудь красивое… Проблемой это становится тогда, когда превращается в привычку, в средство избавления от ощущения внутренней пустоты и перерастает в зависимость.

При шопоголизме навязчивое желание покупать преследует человека вне зависимости от последствий и того, оправданны ли эти покупки или нет: они превращаются в отдых, становятся развлечением, наделяются самостоятельным смыслом. В немалой степени способствует распространению этого зла навязчивая реклама, привлекающая к работе над проблемой «Как лучше создать иллюзию счастья обладания тем или иным предметом» целые команды психологов и маркетологов. Почему же покупки приносят нам столько положительных эмоций?

Во время совершения покупок у человека повышается в крови уровень серотонина — гормона счастья, который снижает тревогу, повышает настроение, позволяя человеку чувствовать себя прекрасно. Кроме этого, для многих немаловажным фактором является возможность приобретать вещи в дорогих магазинах — этот факт повышает их самооценку и зачастую помогает добиться уважения в обществе, которое, как известно, «встречает по одежке», тем более сегодня, когда помешательство на брендах стало массовым.

Одной из основных причин шопоголизма является привычка человека обладать всем, чем хочется. Обычно это качество прививается с детства родителями, которые безоговорочно исполняют все требования своего чада и потакают всем прихотям, ни в чем не отказывая. Став взрослым, такой ребенок уже сам продолжает так же бездумно и бесконтрольно тратить деньги. Иногда, правда, все может быть с точностью до наоборот: дети, выросшие в семьях с более чем скромным достатком, повзрослев, словно одурманиваются свободой и начинают «отрываться» по полной, скупая все подряд и компенсируя тем самым все лишения своего детства.

Причиной шопомании может выступать и недовольство своей семейной жизнью, а именно — межличностными отношениями с супругом. Недаром среди жен успешных, состоявшихся мужчин, которым не хватает времени для своих благоверных, столько шопоголиков: все эти недостатки любви и внимания женщины с лихвой компенсируют бесконечными покупками.

Неразвитость личности — еще одна благодатная почва для развития безудержной тяги к покупкам. Если у человека много свободного времени, он ничем не интересуется и не строит карьеру, походы по магазинам служат приятным и эффективным способом убить время, что впоследствии, особенно при наличии финансов, может легко трансформироваться в проблему. Разновидности шопоголиков

Учитывая то, что шопоголизм поставили в ряд серьезных психологических расстройств, ученые приводят несколько классификаций этого недуга. Так, к примеру, по манере поведения психологи выделили спонтанных, осознанных и целеустремленных шопоголиков.

Спонтанный шопоголик вообще не считает себя таковым, он спокойно идет в магазин, намереваясь приобрести что-то определенное, но в процессе отоваривания может прихватить нечто незапланированное, что чем-то ему понравилось или соблазнило своей низкой ценой. Осознанный шопоголик совершает сознательный вояж по магазинам с целью поднятия своего настроения или снятия стресса. Целеустремленный шопоголик, напротив, не ведает, что творит, а по возвращении домой не может вспомнить и внятно объяснить, на что именно были потрачены его деньги.

По степени адекватности шопоголиков разделили на разумных и истинных. Разумные шопоголики приобретают предметы и услуги, необходимые в быту или для ухода за собой, но в гораздо большем, чем нужно, объеме. Истинный же шопоголик отличается тем, что хватает с прилавков все, что видит, как ребенок, не отдавая себе отчета в том, что и зачем он делает.

Обычно шопоголизм «косит» женщин, но в последнее время все чаще этой напасти подвергается и «сильный» пол. В особо тяжелых случаях течения заболевания человек, не имеющий возможности приобрести желанную вещь, даже может покончить жизнь самоубийством. Поэтому важно и нужно начинать бороться с признаками шопоголизма сразу, как только они обнаруживаются. И как бы вы не любили магазины, покупки, скидки и распродажи, не стоит забывать: жизнь — не только бег от покупки к покупке, это нечто большее!




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: