Почему встречают по одежке?
Давеча ко мне в гости приезжал гость из Нидерландов, который никогда не был на постсоветском пространстве. Он был страшно шокирован внешним видом наших людей — особенно женщин.
Как и тысячи иностранцев до него, он, с трудом выходя из культурного шока, постоянно повторял: «Почему ваши женщины выглядят как проститутки? Я вырос в квартале Красных фонарей, даже там секс-работницы одеваются менее вызывающе…».
Я со снисходительным терпением слушала его спичи, время от времени равнодушно пожимая плечами. Так как эта тема постоянно муссируется со всех сторон не только на страницах глянцевой прессы, но даже в серьезных дискуссиях, мне нечего было особо добавить или возразить — все уже было тысячу раз сказано до меня.
По иронии судьбы, вскоре после этого я отправилась в Европу с парой соотечественников, которые также впервые оказались по другую сторону границы. И тут на меня, еле отошедшую от аргументов в оправдание наших гендерных традиций, обрушился следующий шквал вопросов. Звучали они так: «Почему тут женщины такие толстые? И не скрывая этого, ходят в лосинах! Почему нельзя на эти ляжки хотя бы туничку надеть? Неприятно же смотреть! А чего у этого парня серьга в губе? Я понимаю, женщинам надо быть привлекательными, они губы и прокалывают. А у парня чего? Он что, голубой?» — и так далее. Мое отчаяние чуть было не привело к открытому конфликту: я дошла до крайней точки кипения и в достаточно резкой форме попросила не обсуждать со мной внешность других людей. Собеседники на некоторое время присмирели, потом подзабыли о моей просьбе и снова стали мне многозначительно кивать на прохожих с фиолетовыми волосами и татуировками на лбу и щеках.
…Я даже стала подумывать по приезде домой заказать футболку с лаконичной надписью «Внешность — не главное», дабы вместо долгих разговоров молча указывать на мое мнение по этому поводу. Но тут мне на глаза попалась статья о боевых костюмах и раскрасках африканских племен. Оказалось, все дело в том, что внешний вид человека содержит невербальные сигналы, и чем примитивнее общество, тем внешний вид более строг и регламентирован, а шаг влево и вправо строго карается обструкцией и прочими весьма ощутимыми наказаниями. Вспомните тюремные татуировки — их обладатели свято чтут их символику и соблюдают иерархию; и не дай бог нанесенное на тело изображение не будет соответствовать действительности! За «неправдивую» татуировку могут и убить! Что тогда уже говорить про моих собеседников, которые всего-навсего осуждали людей, которые, по их мнению, выглядели «неправильно»!
Интересно, что есть даже специальный термин — лукизм, от английского — look, «выглядеть», и «фашизм» (в переводе не нуждается). Это своеобразная форма дискриминации на основе внешнего вида человека. Двойные стандарты в отношении внешности — явление распространенное, и, несмотря на то что в школе нас учат «главное — внутренняя красота, а внешняя — лишь обертка», и так далее про огонь и сосуд, каждый из нас примерно знает, куда и как лучше одеваться. И сколько бы вокруг не говорили о свободе личности, свободе выбора и прочих признаках зрелой личности, мы не особо свободны в самом простом — как мы выглядим: общество все время указывает нам, что надеть, где подкачаться, как причесаться и куда вставить серьгу. Народная мудрость более резка: известная пословица из двух частей редуцировалась до поговорки «по одежке встречают». И действительно, до хороших проводов можно протянуть лишь на одной внешности.
Я как-то приводила своим друзьям простой пример: как свободна бы я ни была внутренне, я не смогу надеть костюм динозавра и ходить в нем постоянно. Хотя костюмчик динозавра и не выглядит аморально, неприлично, вызывающе или опасно, а временами — на детских праздниках — даже уместно, я не приду в костюме динозавра ни к себе в офис, ни в банк, ни в посольство за новой визой! Особенно если я не пытаюсь таким образом что-то выразить типа своего протеста против вымирания динозавров, а просто хочу выглядеть как динозавр ростом 168 см! О какой свободе выбора или воли может идти речь, если я не в состоянии позволить себе такую простую прихоть? Конечно, я могу рискнуть — но в лучшем случае меня просто не пустят во все перечисленные присутственные места. А в худшем — вызовут бригаду санитаров, которым бесполезно будет доказывать, что я известный журналист и литератор: вскоре я смогу обсудить тонкости кроя хвоста динозавра со Сталиным и Петраркой.
И, подытоживая все вышесказанное, хочу лишний раз подчеркнуть следующее. Каждый раз, когда мы не воспринимаем кого-то, потому что он выглядит «не так» — слишком толстый, слишком небритый, слишком неухоженный, мы становимся на один уровень с дикарями, дифференцирующими людей на основе узоров из глины и буйволиного навоза, головного убора из веток и перьев, костей в носу, дырок в ушах и шрамов на груди.