Почему происходят аварии? Ровность
Для многих автолюбителей России счастьем является хотя бы отсутствие ям на дорогах. Иные автоюзеры, число которых стремительно растет, настаивают на том, что дороги обязаны быть идеально ровными. А как понять — это уже ровная дорога или еще нет? Видимо, ровность надо измерить…
Испокон веков на Руси ямой на дороге считалось углубление более 5 см. Чиновники 21 века установили, что яма до 7 см в глубину, до 0,5 метров в ширину и до 1,5 метров в длину с 2010 года ямой не считается. Тем самым существенно улучшили статистику состояния дорог.
Но ровная дорога — это не только отсутствие ям.
Вот пример, к сожалению, здесь и далее реальное ДТП.
По шоссе III категории неспешно двигался отечественный внедорожник. Без всяких видимых причин он несколько раз перевернулся и остался лежать на дороге вверх колесами.
Из машины вылез недоумевающий водитель. Ехал как обычно, скорость чуть более 60 км/ч, не в первый раз по этой дороге. Дорога так себе, но ни ям, ни выбоин нет. Вдруг машина начала раскачиваться и подпрыгивать, он слегка двинул рулем, чтобы выбрать, как ему показалось, более ровный участок…
Дело в том, что каждая дорога имеет небольшие неровности. Особую опасность они представляют, когда образованы в процессе укладки асфальта каким-либо механизмом. Потому что часто повторяются через одинаковые промежутки пути, равные длине образовавшего их механизма. Если автомобиль на определенной скорости попадет на такой участок, колебания его элементов могут войти в резонанс и резко усилиться, вызвав аварийную ситуацию.
Попав в аварию, выясните, даже если дорога кажется относительно ровной, не превысила ли сумма неровностей на данном участке предельный уровень, установленный для каждой категории дорог. Например, для дороги III категории этот уровень, измеренный так называемым толчкомером, составляет не более 860 сантиметров на километр пути.
Впрочем, в нашей стране излишняя ровность — скорее враг безопасности.
На отремонтированных участках немедленно в 3−4 раза увеличивается аварийность. А трудолюбивые дорожники, в очередной раз отремонтировав автострады, принимаются за дороги низших категорий. На свежезаасфальтированных проселках они простодушно устанавливают ограничения скорости, производящие на некоторых водителей эффект красной тряпки. Но устанавливают не зря!
Сворачивая с магистрали на узкую дорогу, эти некоторые продолжают нестись с той же скоростью, благо ровность позволяет. Но они не замечают, например, что дорога стала уже и хуже очищена от снега.
Вот по ровнехонькой зимней дороге IV категории мчится могучий японский внедорожник. Пассажир пристегнут ремнем безопасности и спит. Он проснулся от резкого рывка — двери закрыты, водителя нет. Но почему так холодно? Ага, оказывается заднее стекло разбито. Где же водитель? Машина стоит, развернувшись посреди дороги. Рассудив, что водитель, скорее всего, находится где-то сзади, пассажир отправился его искать. Пройдя 100 метров, он обнаружил в придорожном сугробе в позе цыпленка табака своего водителя, к счастью, живого.
Оказывается, автомобиль на скорости 170 км/ч въехал правым колесом в плотный снег. На такой скорости машину не просто развернуло, а отправило в бешеное вращение по скользкой дороге. Водитель не был пристегнут, его оторвало от руля, протащило через весь салон и сквозь заднюю дверь вышвырнуло наружу.
Выбирая скорость движения, помните — вы должны управлять не только автомобилем, но и дорожной ситуацией. А чем ниже категория дороги, тем менее эта самая ситуация предсказуема.
А какими еще опасными признаками отличаются маленькие дороги от больших? Конечно же, продольным и поперечным профилями!