Кто такой адмирал Бенбоу?

Помните, где начинается роман Р. Стивенсона «Остров сокровищ»? В окрестностях английского порта Бристоля, в небольшом трактире «Адмирал Бенбоу».

Когда я читал эту книжку в первый раз, то на название трактира совсем не обратил внимания. Название и название. Адмирал и адмирал. Может, и не было никогда в жизни такого адмирала, может быть, мифическая он личность вроде царя Гороха из русского фольклора?

Оказывается, был такой адмирал в стае британских морских волков. Адмирал Джон Бенбоу (John Benbow) (1653−1702) славно воевал на морях и океанах и за свою отчаянную храбрость стал героем английских матросских песен. Старый пират Билли Бонс, выбирая место для постоя, вполне возможно, и на название трактира тоже сориентировался. Может быть, в какой-нибудь «Голубой канарейке» он бы останавливаться не стал. Но «Адмирал Бенбоу» — это совсем другое дело!

Джон Бенбоу родился в семье дубильщика, но хотел стать моряком и стал им. В 25 лет он, матрос британского королевского флота, воевал в Средиземном море у берегов Алжира с берберскими пиратами.

Как раз в это время английский король Яков II, последний английский король-католик, начал проводить, как сказали бы в 20-м веке, «ползучую католическую контрреволюцию». Офицерский корпус армии и флота стал обновляться за счет католиков. Протестантов увольняли со службы. Уволили и Джона Бенбоу. Он перешел на торговый флот и водил суда из Лондона в Испанию, Италию и Ливан. Боевой опыт пригодился ему и здесь. Когда на его корабль напали пираты, Бенбоу организовал оборону и, в конце концов, взял пиратский корабль на абордаж, а нападавших перебил. Перебил, отрезал им головы, засолил, чтобы не портились, и в мешке привез в порт Кадис, где предъявил чинам испанской администрации, потребовав платы за уничтожение пиратского корабля.

В 1688 году в Англии произошла так называемая «славная революция», в результате которой король Яков II был свергнут. Королем Англии стал Вильгельм III Оранский (1650−1702), правивший также и Голландией. Это, впрочем, не означало англо-голландской унии. Но, самое главное, протекция католикам прекратилась, и Джон Бенбоу вернулся на королевский флот.

Как раз в это время началась Девятилетняя война (1688−1697). В этой войне коалиция европейских стран пыталась укротить территориальные притязания Франции. Франция к тому времени была самой сильной страной европейского континента. А вот на море ей следовало бояться гораздо более опытных моряков Англии и Голландии.

Девять лет — большой срок. За это время Джон Бенбоу прослужил на разных кораблях офицером и стал капитаном. Он воевал и у французского побережья, и против пиратов на Средиземном море. В 1693 году его корабль принимал участие в осаде французского порта Сен-Мало и в сражениях французскими каперами в Ла-Манше. В марте 1695 года Джон Бейнбоу получил чин адмирала.

По окончании войны Бенбоу назначили руководить доками в Дептфорде. Сейчас Дептфорд — район Большого Лондона, но в то время он был отдельным городком к юго-востоку от столицы. Новому адмиралу сняли под жилье просторный дом некоего Джона Эвелина. Дом этот находился совсем рядом с доками. Настолько рядом, что по приказу Бенбоу в ограде прорубили калитку, чтобы новый начальник смог посещать вверенные ему доки, даже не выходя на улицу.

Только адмирал обосновался в дептфордском доме, как ему пришлось покинуть жилище на три месяца. В 1698 году в январе в Англию прибыло из России Великое посольство, которое возглавлял царь Петр I. Русского царя было решено разместить в самом лучшем доме города. Этим домом оказался дом Джона Эвелина, который снимал адмирал Бенбоу. Поселившемуся здесь царю, стремившемуся постигнуть все хитрости судостроения, за секретами ходить было недалеко.

Кстати, возвращаясь к ныне актуальной в России теме о курении. Именно в Дерпфорде Петр I предоставил английскому маркизу Кармартену право исключительной торговли табаком в России. Кармартен заплатил за эту привилегию единоразово 20 тысяч фунтов стерлингов (или по тогдашнему курсу 48 тысяч рублей). Привилегия позволяла Кармартену продавать в год 3 тысячи бочек табаку. А своим подданным царь дозволил «никоциан курить и употреблять, не смотря на все прежние противные указы и права».

Через три месяца Великое посольство покинуло Англию, обремененное познаниями и другими полезностями. Адмирал Бенбоу возвратился в свой дом, и бравого моряка чуть не хватил удар. Дом был уделан от подвала по самый чердак! А ведь дом этот был чужой, и по условиям съема адмирал Бенбоу должен был его содержать в чистоте и порядке. Оставалось только пожаловаться в Парламент и попросить «произвести осмотр дома и проч. для приведения в известность нанесенных ему убытков и дабы ему могло быть дано вознаграждение и он не вынужден был понести ущерб за оказанную им любезность».

Парламент поручил осмотреть загаженный и поврежденный дом знаменитому архитектору Кристоферу Рену. К. Рен руководил восстановлением Лондона после большого пожара 1666 года и построил собор святого Павла. Рен оценил убытки Дж. Бенбоу, как съемщика дома, в изрядную сумму — 350 фунтов стерлингов.

Джон Бенбоу еще несколько лет прожил в Дерпфорде, надзирая за строительством новых кораблей. В те же годы под его руководством был построен важный военный объект: маяк на Эдистонских скалах (Eddystone Lighthouse). Эти скалы находятся в проливе Ла-Манш в 14 километрах к югу от мыса Рэйм (Rame Head).

Но все же главный (и последний) подвиг в его жизни был еще впереди. В сентябре 1701 года эскадра под командованием вице-адмирала Дж. Бенбоу отправляется в Вест-Индию. Война с Францией продолжалась. Правда, это была уже другая война, которую нынешние историки называют «войной за испанское наследство». Адмиралу поручили перерезать морские пути, по которым во Францию из Южной Америки доставляли серебро.

9 августа 1702 года в Карибском море неподалеку от города Санта-Марта эскадра Джона Бенбоу начала бой с французской эскадрой, которой командовал Жан-Батист Дюкасс. У англичан было 7 линейных кораблей, у французов — 4 линейных корабля и один фрегат. Но командиры 4 линейных кораблей в эскадре адмирала Бенбоу в бой не вступили, несмотря на приказ. Таким образом, Дж. Бенбоу принял сражение в явном меньшинстве. Бой длился 5 дней. 24 августа утром флагманский корабль англичан был окружен кораблями французов. Бенбоу ядром раздробило ногу, но он продолжал руководить морским сражением. Отбившись от противника, он дал команду на преследование врага. Ни один из его капитанов этого приказа не выполнил. Был созван военный совет, на котором все капитаны отказались преследовать французские корабли. Бенбоу приказал уходить на Ямайку, в Кингстон.

Капитаны, ослушавшиеся приказа адмирала, были наказаны за трусость. Двоих из них расстреляли, а одного уволили с флота и посадили в тюрьму.

Сам же Бенбоу скончался 4 ноября 1702 года. Такой исход был неизбежен. Несколько дней с раздробленной ногой достаточно для того, чтобы началась гангрена. И хотя Бенбоу ампутировали ногу, но от заражения крови это его не спасло.

Могила храброго адмирала находится далеко от милой Англии, на Ямайке. Вполне возможно, что Р. Стивенсон специально назвал трактир, в котором начинается действие его романа, именем славного адмирала. Как бы намекая, что главные события будут разворачиваться под тропическим солнцем на одном из Карибских островов.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: