Драма «Серьезный человек». Маленькие трагедии еврейского Гопника?
Режиссерский тандем братьев Коэнов (старшего Джоэла и младшего Итэна) давно и прочно занял свое место под кинематографическим солнцем. За свои фильмы, а также оригинальные/адаптированные сценарии к ним («Фарго», «Бартон Финк», «Большой Лебовски» и «Старикам тут не место»), братья не раз были обласканы жюри самых престижных кинофестивалей и кинофорумов.
В их копилке есть и американские Золотые глобусы с Оскарами, и британские премии BAFTA, и даже Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля. Именно поэтому каждый новый фильм этой парочки еврейских интеллектуалов вызывает огромный интерес сам по себе, без громкой рекламы и маркетинговых медиакампаний. Начиная с девяностых годов, Коэны сами продюсируют собственные фильмы, поэтому им не нужно заискивать перед потенциальными спонсорами; они вольны снимать кино так, как им хочется и можется. А можется им очень хорошо.
Драма «Серьезный человек» вышла на экраны в 2009 году и, в общем-то, не вызвала особого ажиотажа, в отличие от предыдущих работ братского дуэта — черной криминальной комедии «После прочтения сжечь» и оскароносной экранизации Кормака МакКарти «Старикам тут не место». Впрочем, это легко объяснимо — полное отсутствие звездных имен на афише и непривычный для Коэнов формат психологическо-социальной драмы с явным религиозным подтекстом отпугнул привычную аудиторию, оставив место только для постоянных поклонников их творчества. Тем не менее, учитывая, что в этот раз гонорары Клуни и Питта не раздули бюджет, который составил мизерные по нынешним меркам 7 миллионов долларов, фильм достаточно легко окупил себя в прокате. Лишний раз доказав, что любое произведение Коэнов, даже самое эксцентричное или глубоко личное, приносит своим создателям не только награды и уважение критиков, но и вполне ощутимые в руках баксы.
Внешне фильм очень прост и безыскусен. Но только внешне. На первый взгляд перед нами тягомотное и занудное жизнеописание еврейского интеллигента, профессора колледжа Ларри Гопника (в российских реалиях, безусловно, фамилия и профессия главного героя «немного» не сочетаются). Мы застаем Ларри в период глобальных, с его точки зрения, перемен — жена «внезапно» уходит к другому, дети совсем отбились от рук, на работе руководство грозится не продлить контракт, а полиция штата вполне может засадить его странного во всех отношениях братца Артура за решетку.
Все эти страсти-напасти открываются перед взором Ларри неожиданно и кучно, словно гром среди ясного неба. Будто бы проверяя его «счастливую» и спокойную жизнь на прочность. Не имея возможности справиться со всеми проблемами в одиночку, профессор, будучи не только рациональным человеком, но и членом еврейской общины, ищет спасение в религии. Однако на поверку оказывается, что всезнающие раввины и Тора не всегда хотят и могут помочь.
В целом, фильм представляет собой один большой риторический Вопрос, который в современной интерпретации звучит как «Одиноки ли мы во Вселенной?» И самой главной ошибкой зрителя (и главного героя) является попытка на этот вопрос найти правильный ответ. Суть же в том, что Коэны вполне сознательно потеряли пару элементов паззла, изначально соорудив ловушку, лабиринт без входа и выхода. Два еврейских шутника заводят нас в интеллектуальные бредни, чтобы в финальной сцене дать понять, что каждая песчинка в пустыне имеет право пожаловаться Богу на одиночество, но лишь до тех пор, пока не подует ветер.
После просмотра складывается впечатление, что тебя на каком-то этапе просто завели за угол и стукнули пыльным мешком по голове. Всю дорогу мы искренне сопереживаем этому неудачнику Ларри, вместе с ним ища объяснения всем этим посланиям, знамениям, кошмарным видениями и предсказаниям, чтобы в итоге осознать, что не стоит искать черную кошку в темной комнате, особенно когда этой кошки в комнате нет. И если под «кошкой» мы имеем в виду поиски высшей справедливости, а может, и самого Бога, то коэновский печальный стеб от этого становится еще более конкретным и точным.
Именно в иронии над своими героями и над самими собой, ибо фильм очень автобиографичный и личный для самих Коэнов, заключается главный смысл этой картины и фирменный стиль самих режиссеров.
Видимо, из-за перегруженности аллюзиями и деталями жизни и быта еврейской общины фильм был многими не принят и не понят. На Золотой Глобус был номинирован лишь исполнитель главной роли, преимущественно телевизионный актер Майкл Сталберг, причем неожиданно в категории «Лучшая мужская роль в комедии или мюзикле». Как обычно, не оставили без внимания сценарий, который получил номинацию на Оскара. Правда, там у Коэнов тоже были серьезные конкуренты в лице ангажированного «Повелителя бури» (итоговый победитель) и искрометного Тарантино с «Бесславными ублюдками».
Всем поклонникам таланта Коэнов рекомендую посмотреть этот фильм, так как, несмотря на отсутствие привычного для них криминального сюжета, это цельное и, возможно, самое значимое кинопроизведение братьев снято с присущим им ироничным отношением к сущему. Мудрая притча или анекдот из жизни маленького еврея — каждый найдет в «Серьезном человеке» свой сокровенный смысл.